Не всегда все идет по плану: срываются мероприятия, поездки, перелеты. Как поступить, если билеты уже на руках, получится ли вернуть хотя бы 50% от стоимости проездных документов? РЖД составили новый список правил и инструкцию возврата билетов на 2019 год. Расскажем коротко и о главном.
Возврат бумажного билета РЖД, приобретенного в кассе: пошаговая инструкция
Чтобы вернуть бумажный билет, можно обратиться в любую кассу на ближайшей железнодорожной станции. При себе обязательно иметь:
- Паспорт;
- Сам проездной документ;
- Банковскую карту, если проводилась безналичная оплата.
Обратившись в кассу необходимо оплатить сбор РЖД за возврат 203 рубля и 50 копеек, в некоторых случаях – заполнить заявление (для оформления сдачи талона по несчастному случаю) и приложить необходимые справки.
Стоимость проезда состоит из цены самого посадочного места и плацкарты – сбора на транспортную инфраструктуру и локомотивную тягу. В цену также входят станционные и расходные сборы, цена постельного белья и дополнительных услуг.
Как сдать билет, приобретенный другим человеком
На официальном сайте РЖД можно найти бланк или заявление для оформления доверенности на возврат третьим лицом. После заполнения, документ нужно заверить у нотариуса.
При возвращении билета уполномоченное лицо должно при себе иметь свой паспорт, паспорт человека, купившего проездной документ и сам посадочный талон.
Возврат электронных билетов РЖД
Если посадочный документ был оформлен онлайн, то и сдать его можно в 3 клика в интернете через главный сайт Российских железных дорог. Но и для проведения этой процедуры существуют определенные ограничения: временные рамки, сдача определенного количества мест, указанных в заказе.
Условия возврата
Для всех направлений, кроме Финляндии, возможно возвращение одного места при покупке целого купе или оформлении нескольких пассажиров в одном заказе. Для «Сапсана» с облуживанием классом 1Р оформляется только одновременная сдача всех 4-х мест. Также для билетов класса «Люкс» или «Бизнес» на рейсах в дальнее зарубежье возможен только единый возврат двух оплаченных мест в купе.
Если была пройдена электронная регистрация, вернуть талон можно за 1 час до отправления поезда с начальной станции. Когда электронная регистрация не активирована, сдать проездной талон нужно за 6 часов до отправления с посадочной станции пассажира (для дальнего зарубежья).
Не получается вернуть талон онлайн — сдать документ можно в кассах РЖД на станции.
Особые условия возврата по тарифу «туда-обратно» на «Сапсан» и «Ласточку». Чтобы вернуть талон по тарифу «туда-обратно», нужно сначала сдать документ на обратный путь, а затем на прямой. Возможен возврат на обратный путь. Сдача проездного талона «туда» оформляется только через кассу.
Пошаговая инструкция
Сдать электронный билет, купленный через интернет, в режиме онлайн можно за 3 шага:
- На сайте РЖД (в личном кабинете или на главной странице) нужно найти пункт «Мои заказы»;
- Под электронным проездным документом найти кнопку «Запросить статус билетов»;
- После этого нажать «Оформить возврат».
В ближайшее время придет подтверждение сдачи талона на электронную почту или номер телефона, указанный при регистрации. В сообщении будет указана денежная сумма и сроки ее получения.
Электронный билет можно сдать и в обычной кассе. Для этого пассажир должен лично подать номер проездного документа или контрольный купон и паспорт. Если посадочный талон был оформлен на стойке саморегистрации, предъявлять нужно его, а не контрольный купон.
Видеоинструкция: как сдать билеты ржд купленные через интернет
Возврат стоимости билета: как, куда и когда придут деньги
Возврат денег осуществляется тем же способом, которым был оплачен проездной талон.
Способ оплаты | Где получать возвращенные деньги | Сроки |
Талоны, приобретенные по безналу (банковские карты). | Ожидать смс от банка. Средства вернутся на карту. | От 20 до 30 рабочих дней. Если средства не были переведены, обращаться нужно в службу поддержки банка. |
Оплата наличным расчетом в кассе. | В той же кассе, где был куплен талон. | Компенсация средств производится через сутки после сдачи билета. |
Оплата через яндекс деньги, киви, webmoney и другие электронные сервисы. | Возвращение денег на указанный электронный счет. | До 10 дней. |
Расчетный счет. | В кассе после предоставления письма, подтверждающего проведенную оплату. | Через сутки. |
Сколько денег пассажир теряет при возврате билета
Вне зависимости от времени сдачи билета пассажир обязан заплатить 203 рубля и 50 копеек штрафа – официальный сбор РЖД за возврат. Для стран дальнего зарубежья (если проездные талоны приобретались не в России) эта издержка составляет 10 евро, но при переводе конвертируется в рубль.
Определенную сумму взымает и сервис, через который был приобретен билет, если проводилась оплата онлайн не через сайт РЖД.
Пассажир имеет право на полное возвращение стоимости постельного белья и посадочного места без цены плацкарты – сбора на развитие транспортных сетей и локомотивную тягу.
В зависимости от времени сдачи посадочного талона на место, можно получить и определенную часть денег за плацкарту:
- Если документ сдан за 8 часов до рейса (время оправки поездного состава с начальной станции указано в документе) – возвращается полная цена места и плацкарты;
- От 8 до 2-х часов до рейса – половина цены плацкарты и полная стоимость места;
- Менее 2-х часов до отправления или опоздание на 1 час – только цена проезда без плацкарты;
- Опоздание на 1-12 часов – стоимость белья и проезда без плацкарты;
- Если прошло 12 часов после отправления поезда – деньги вернуть нельзя, за исключением случаев возврата по уважительной причине с предоставлением справки или любого документа, подтверждающего действительность экстренной ситуации.
Отличаются условия компенсации денег за сданные посадочные документы для рейсов, направленных через российскую границу. Талоны РЖД на проезд в Абхазию, Прибалтику и страны СНГ:
- Если пассажир возвращает билеты РЖД за сутки и более, то он имеет право получить полную стоимость проезда (место + плацкарта);
- За 6 часов – половина от плацкарты и полная цена места.
- За час – денежная компенсация за место с вычетом платы за плацкарту;
- В течение 10 дней от даты рейса по уважительной причине – возвращается стоимость места без плацкарты.
Для билетов на рейсы в дальнее зарубежье существует единое правило: возврат за 6 часов и более – полная компенсация стоимости проезда, в обратном случае, пассажир денег не получит.
Детские посадочные талоны, приобретенные бесплатно, возвращаются без вноса сбора РЖД.
Сдать можно и проездной документ на пригородные направления. Схема как для внутрироссийских рейсов. Возвращается плата за посадочное место. При опоздании на поезд возврат оформляется только в кассах РЖД.
Условия невозвратного тарифа
Невозвратный тариф не предусматривает компенсацию средств за приобретенный билет. Но, согласно правилам РЖД, пассажир имеет право получить деньги за неиспользованный проездной документ в некоторых случаях:
- Травмирование или внезапная болезнь самого пассажира или следующего с ним члена семьи (после предоставления медицинской справки);
- Смерть ближнего родственника (супруг, родитель, ребенок, брат-сестра);
- Задержка или отмена поезда;
- Отсутствия места для пассажира.
В первых двух случаях предусмотрено возвращение средств за проезд, станционные и другие сборы. Но пассажир должен заплатить издержки за оформление возврата. Остальные экстренные случаи не требуют оплаты возвратного сбора.
Невозвратные тарифы РЖД ставит на аукционные посадочные талоны в определённое время года. Со списком направлений, на которые действуют скидки можно ознакомиться на главном сайте РЖД.